Памятка для родителей
«Идём на новогодний праздник»
Наступает замечательная пора новогодних праздников. Все мы и взрослые, и дети любим эти сказочные, волшебные дни. Ёлка, Снегурочка, Дед Мороз с подарками, Новогодний утренник – это всё очень важно для развития нервной системы и расширения кругозора ребёнка.
Однако есть и обратная сторона медали. Незнакомая обстановка и множество людей могут вызвать испуг, перевозбуждение.
Как быть? Что делать, чтобы все прошло, как задумано — без неприятных сюрпризов?
Нервное перенапряжение
Несмотря на ощущение праздника, волшебства, радость, которое дарит ребенку новогоднее представление, праздник все-таки является стрессовым фактором. И чтобы получить удовольствие от мероприятия, малыш должен быть готов к нему психологически.
Первый раз на Новогодний утренник
Если ребенок первый раз идет на праздник в саду, подготовьте его. Вкратце обрисуйте схему праздника: «Вы с ребятами станцуете, расскажите стихи, потом придет Дед Мороз, послушает стишок, раздаст подарки».
Продемонстрируйте свою уверенность в том, что малыш справится со своей ролью снежинки или гномика.
Другие елки. А стоит ли?
Если с утренником в детском саду все ясно — то когда речь идет о других мероприятиях, выбор остается за родителями.
Желательно чувствительно и с пониманием относится к переживаниям ребенка. И если малыш говорит, что он устал и больше не хочет, то не следует его заставлять сидеть до конца представления, как бы ни было вам жалко заплаченных денег. То же самое и с количеством елок. Если вы предлагаете ребенку отправиться завтра на новогодний спектакль, а он с радостью соглашается, то можно и не на одну елку сходить, и даже в два с половиной года. Будьте внимательны к внутреннему миру и состоянию вашего чада. А также к своему восприятию этих мероприятий. Потому что если для вас это тоже радость, то и для малыша скорее всего это будет так. Ведь он с вами вместе интересно проводит время.
Вернувшись домой с праздника, проведите остаток дня, играя в тихие игры, спокойно погуляйте. Не нагружайте ребенка дополнительными занятиями, кружками. На сегодня у него уже достаточно впечатлений.
Учтите, что общение с компьютером и телевизором — тоже не лучшим образом влияет на нервную систему. Так что их лучше тоже ограничить.
Новогодний утренник — целое событие в жизни маленького человека. И к нему нужно как следует подготовиться и ребенку, и его родителям.
Музыкальный руководитель: Пуртова А. А.
При посещении новогодних праздников
придерживайтесь, пожалуйста,
следующих правил:
- Просьба приходить на новогодний праздник за 10 - 15минут до начала.
- Не забудьте взять с собой сменную обувь. Верхняя одежда обязательно должна быть оставлена в группе.
- Нарядную одежду для детей следует приносить с утра, даже если
праздник будет проводиться после обеда.
- Костюм ребёнка (маска, шапочка, капюшон) не должен закрывать лицо ребёнка. На ногах – удобная обувь с фиксированной пяткой. Руки свободные, (волшебные палочки, мечи и т.д. – только во время индивидуальных танцев)
- Мобильные телефоны желательно перед утренников выключить или поставить на тихий режим.
Добро пожаловать на детский праздник к нам,
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех,
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника Вы постарайтесь раньше встать.
Чтобы на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или Ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите Вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас,
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось Вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
И знайте – ждем всегда мы очень
встреч приятных с Вами!
«Музыкальное воспитание в семье»
Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.
Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.
В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.
Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.
Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.
Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи на канале «Культура».
Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.
Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии.
Подготовил:
музыкальный руководитель
Пуртова Анна Александровна
«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста».
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
Основные задачи музыкально-оздоровительной работы в ДОУ:
-Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
-Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
-С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
-Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста предполагает использование следующих здоровьесберегающих
технологий:
- Логоритмика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Самомассаж;
- Дыхательная гимнастика;
- Ритмопластика;
- «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова.
- Психогимнастика;
- Музыкотерапия.
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмика включает речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Регулярное включение в музыкальную деятельность элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Пальчиковая гимнастика. Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
В музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Регулярное включение музыкальных пальчиковых игр:
-стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
-совершенствует внимание и память;
-формирует ассоциативно-образное мышление;
-облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика осуществляет развитие артикуляционной моторики:
-обучает детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
-вырабатывает контроль за положением рта.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Фонопедические упражнения, разработанные В.Емельяновым, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Благодаря систематическому применению массажа и самомассажа частота заболеваний у детей значительно снижается.
Ритмопластика. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, эти движения будут развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность элементов ритмопластики на занятиях музыкой - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей
Очень важна для занятий ритмопластикой музыка. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. [1,с.55].
Музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей. Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для организованной, совместной и свободной деятельности.
Психогимнастика - направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.Чтобы научить ребёнка сдерживать, контролировать свои эмоции, необходимо дать ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Для этого используются упражнения и игры на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Прежде всего они показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В непосредственной образовательной деятельности область «Музыка» актуально и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать занятие музыкой с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать музыкально - ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.
Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности может варьироваться в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Процесс музыкального воспитания дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологии включает в себя следующие формы:
•Музыкально - валеологические занятия.
•Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.
•Музыкально-физкультурные развлечения.
•Самообразование.
Результатом музыкально-оздоровительной работы стали следующие показатели:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, их интересов. Вся работа проводится совместно с логопедом, педагогом-психологом, физкультурным руководителем, воспитателями, старшим воспитателем.
Список используемой литературы:
1. Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
3. О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения - Волгоград: Учитель,2011-204с.
Подготовил:
музыкальный руководитель
Пуртова Анна Александровна
«Возрастные особенности музыкального развития ребёнка возраста»
Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием.
В дошкольном детстве (3-7 лет) ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию.
Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.
Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.
Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально – ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.
Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».
Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр.
Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.
Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6-7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело»(чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс – плавная музыка»(чувствует и оценивает характер музыки).
Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и её настроение (весёлая, грустная, ласковая, ит.д.). Они уже относят произведения к определённому жанру: бодро, чётко, грозно, радостно(о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).
Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные способности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы ( типа «громко – тихо», (весело – грустно), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные особенности.
Отчётливо проявляются различия уровня музыкального развития тех детей, которые усвоили программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (дети приходят в подготовительную к школе группу из семьи).
Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы—до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.
Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубен, треугольник и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.
Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно окончить, подчеркнув их характерные черты.
Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.
Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)
Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать, как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.
Подготовил:
музыкальный руководитель
Пуртова Анна Александровна
Консультация для родителей:
«Патриотическое воспитание средствами музыки»
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Через активное исполнение воспитанниками музыкального репертуара (слушание, пение, музыкально-ритмическую деятельность, инструментальное музицирование, игру) решаются следующие задачи по патриотическому воспитанию:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– развитие интереса к национальным традициям и культуре;
– знакомство детей с государственными символами Республики Беларусь (гимн);
– воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны, созданные трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям, проживающих в Беларуси и во всем мире.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом белорусского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с народными пословицами и поговорками, частушками, загадками, потешками, что не только вызывает интерес у детей к творчеству Беларуси, но и желание продолжать знакомство с ним.
В формировании интереса к традициям и культуре белорусского народа способствуют активное приобщение и участие детей в проведении народных белорусских праздников. Ребенок весело и в игровой форме, непринужденно узнает историю белорусского народа, его быт, традиции. (Каляды, Масленіца, Гуканне вясны и др.). Родители могут расширить знания ребенка о белорусских народных праздниках, значимости, смысле и культуре их проведения, заинтересовав яркими обрядами проведения, слушанием и исполнением народных песен в семье. Особая мелодика белорусских народных песен, звучание народных белорусских инструментов, музыкальные образы быта раскрывают и формируют представления и знания о белорусском народе как добром, миролюбивом, трудолюбивом, сопереживающим.
Хотелось бы порекомендовать родителям обращать внимание детей на значимость Гимна нашей страны, слушать песни военных лет и обязательно обсуждать с детьми их мнение и отношение к услышанному и увиденному. Также большое значение для патриотического воспитания имеет семейное празднование таких праздников, как: День Победы, День защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, День Труда, День Независимости Республики Беларусь и другие.
Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с Вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Музыкальный руководитель:
Пуртова Анна Александровна
Консультация
«Развитие музыкальных способностей
у детей дошкольного возраста»
Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в эти годы закладывается основа на которую позже будут накладываться знания художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с самых первых дней своей жизни. Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка. Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты:
· ладовое чувство;
· способность к слуховому представлению;
· музыкально-ритмическое чувство;
· способность активно переживать музыку;
· чувствовать эмоциональность ритмов и точно воспроизводить последние;
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Источники:
1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду - М., 1982.
2. Волкова, Л.М. Творческие способности детей. – М., 1979.
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
Музыкальный руководитель: Пуртова Анна Александровна
«Музыкально – игровая деятельность
как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»
Бытует мнение порой,
Что примитивней нет работы
И может справиться любой
Какие в ясельках заботы?!
На самом деле все не так
Ведь ясли – это в мир дорога
Так важен в жизни первый шаг
Зависит от него так много
Раннее детство – уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Недаром говорят, что до пяти лет закладываются основы личности. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими. Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей нужно начинать с раннего возраста. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию, как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, т.е. талантливый в чем-то одном ребенок, творчески проявит и во многом другом. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, - учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и незаметно быстро и правильно начинают говорить. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, саморегулировать поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус. На своих музыкальных занятиях я пытаюсь заинтересовать малышей раскрыть красоту музыки, дать возможность ее почувствовать и научить самовыражаться в разных видах музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность малышей – это различные способы, средства познания музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Основная форма занятий – игра, которая способствует развитию воображения, фантазии речевой активности ребенка раннего возраста. Игра – это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. Игра, а тем более детская игра является непременным атрибутом народной педагогики. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков. Короткие фразы, мелодия находится в пределах до-соль первой октавы, что отвечает педагогическим требованиям детей раннего возраста. В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером - все это являются огромным развивающим потенциалом.
Еще один вид игры - подвижные игры и игровые упражнения, направленные на формирование у детей двигательной, музыкальной, речевой активности, на развитие коммуникативных навыков.
Одним из основных критериев при отборе игр и игровых упражнений является необходимость в процессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двигательной, коммуникативной, речевой, познавательной. В раннем возрасте у детей формируются игровые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (взаимодействии). Поэтому в основе активной деятельности детей лежат игры, в которых присутствует движение, игры, развивающие двигательные умения и навыки, стимулирующие ритмичность и темп выполнения. Все игры сопровождаются стихами или веселыми потешками, формирующими пассивный и активный запас слов малыша. Звук, ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки) задают динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией. Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе такой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них мы, имеем возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Музыкальный руководитель:
Пуртова Анна Александровна
Правила поведения для родителей
на детском празднике
Добро пожаловать на детский праздник к нам,
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех,
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника Вы постарайтесь раньше встать.
Чтобы на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или Ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите Вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас,
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось Вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
И знайте – ждем всегда мы очень
встреч приятных с Вами!
Подготовил музыкальный руководитель:
Пуртова Анна Александровна
«Музыка как ключ к общению и взаимопониманию
с ребенком».
В первые годы жизни малыш полностью зависит от взрослых и в большинстве случае беспрекословно подчиняется их требованиям. Но постепенно у него формируется собственное понятие об окружающем мире, появляются свои взгляды, принципы и желания. Нередки случаи, когда родители уже не в состоянии совладать с 5-летним малышом, который не отличается спокойным нравом и стремится к познанию мира эмпирическим путем, нарушая многочисленные условности и запреты.
Как же вразумить ребенка и помочь ему не только адаптироваться к окружающей среде, но и постичь причинно-следственные связи, которые заложены в основе ее существования?
Конечно, можно пытаться убеждать малыша с помощью красноречивых примеров, часами объясняя ему, что те или иные поступки выходят за рамки дозволенного, или же прибегать к наказаниям, вырабатывая у ребенка страх, ненависть и формируя комплекс неполноценности. Однако наиболее простым способом достижения взаимопонимания с малышом является музыка, благодаря которой он раскрывается с лучшей стороны, неосознанно отказываясь от примеряемых образов отрицательных героев, которым зачастую пытается подражать в своих играх.
Не стоит насильно заставлять ребенка слушать классическую музыку, превращая процесс его духовного развития и совершенствования в экзекуцию, которая вызовет у малыша агрессию и непонимание. Произведения различных авторов должны на первых порах звучать в доме фоном в то время, как все члены семьи заняты своими делами.
Насколько бы не был замкнут малыш, и как бы не стремился продемонстрировать родителям свое непослушание и своеволие, очень быстро он начнет спрашивать, а что именно за музыка звучит. Проявление подобного интереса – первый шаг к взаимопониманию между детьми и взрослыми, хрупкий мостик, который со временем родителям предстоит укрепить.
Когда малыш выучил названия музыкальных произведений, которые наиболее часто звучат, можно ненавязчиво предложит ему поиграть в игру под названием «Угадай мелодию». В возрасте 5-10 лет всем без исключения детям хочется, чтобы взрослые обращали на них внимание как можно чаще, поэтому они прибегают к различным уловкам, которые порой носят далеко небезобидный характер.
Стремление ребенка заявить о себе тем или иным способом можно эффективно использовать в налаживании взаимоотношений во время музыкальной игры, когда он получит возможность не только привлечь внимание родителей, блеснув перед ними своими познаниями, но и заслужить их одобрение, а не порицание.
Впоследствии игру можно усложнить, используя для этого музыкальные инструменты. Самый оптимальный вариант – создать домашний оркестр из игрушечного фортепиано, губной гармошки, дудочки, скрипки либо гитары, предложив малышу по памяти воспроизвести наиболее понравившиеся ему мелодии.
Если в игру включатся другие члены семьи, которые наравне с малышом будут пытаться сыграть либо напеть тот или иной мотив, то подобные уроки совместного творчества помогут установить между родителями и малышом теплые и доверительные отношения. Ребенок должен почувствовать, что взрослые воспринимают его, как равного себе, и понять, что даже если он совершает ошибки, то это не станет поводом для того, чтобы его высмеивать. Ведь папа и мама, пытаясь подобрать мелодию, также ошибаются, но при этом не испытывают страха либо смущения, а стремятся исправить ситуацию.
Параллельно можно обсуждать с малышом те произведения, которые произвели на него наиболее сильное впечатление, пытаясь проводить аналогию между музыкой и жизнью. И очень скоро малыш начнет самостоятельно давать характеристику услышанному, с радостью делясь своими открытиями со взрослыми и, тем самым, укрепляя эмоциональную и духовную связь, которая благодаря музыке возникает между детьми и родителями.
Подготовил музыкальный руководитель: Пуртова Анна Александровна
«Какую музыку стоит слушать ребенку?»
Сегодня родители все меньше и меньше обращают внимание на то, какую музыку слушает их ребенок, вспоминая себя в его возрасте и справедливо полагая, что у каждого поколения есть свои кумиры. С точки зрения педагогики такой подход можно назвать вполне гуманным и взвешенным, так как дети должны иметь свободу выбора и самостоятельно определять, какое музыкальное направление им больше по душе.
Однако если рассматривать музыку не только в разрезе интеллектуального и духовного развития ребенка, но и с медицинской точки зрения, то взрослым стоит серьезно задуматься над тем, что же слушает их малыш.
Научные исследования показывают, что классическая и народная музыка благотворно влияет не только на физическое и духовное, но и на психо-эмоциональное состояние ребенка, делая его более уравновешенным и терпимым по отношению к окружающим людям. В то же время рок и рэп являются источником не только негативных эмоций, но и повышенной агрессии.
Эксперименты с животными и растениям показали, что классическая музыка, мелодичная и гармоничная, способствует их росту. В то же время в оранжерее, где изо дня в день звучит рок, цветы погибают в течение недели.
Когда были проведены исследования в области влияния рок-музыки, эстрады и рэпа на людей, то ученые пришли к неутешительным выводам. Низкие частоты, повышенная громкость и монотонно повторяющиеся ритмы оказывают на человека разрушительное воздействие, негативно сказываясь на выработке гормонов, снижая нравственные качества и интеллектуальные способности.
Дети, увлекающиеся этими музыкальными направлениями, отличаются вспыльчивостью характера, неспособностью принимать решения и нести ответственность за свои поступки, они чаще других подвержены стрессам и склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.
Именно поэтому медики сегодня всерьез рассматривают такое явление, как музыкальная наркотическая зависимость, называя рок и рэп звуковым ядом, который способен отравить организм любого человека и, в первую очередь, ребенка.
Естественно, запрещать детям слушать то, что им нравится, не стоит – такой подход лишь спровоцирует конфликт в семье. Однако чтобы избежать подобных ситуаций, с самого детства малышам необходимо прививать любовь к классической музыке. Только таким образом в более позднем возрасте их можно будет защитить от пагубного воздействия тех музыкальных направлений, которые способствуют физической и духовной деградации.
Практика показывает, что в семьях, где дети с первых лет жизни постигают красоту и гармонию классической музыки, а также получают соответствующее образование, конфликтов на почве того, что же слушать малышу, как правило, не возникает. Модные музыкальные направления попросту не интересуют ребенка, так как в них он не может найти для себя что-то новое и интересное.
Более того, музыка, лишенная духовной составляющей и не несущая положительных эмоций, вызывает у таких детей непонимание, так как в большинстве случаев не отвечает их требованиям и представлениям о совершенстве и не соответствует уровню их интеллектуального развития.
Музыкальный руководитель: Пуртова Анна Александровна
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств
у детей дошкольного возраста»
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, малой родине.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать. Взаимодействие ребенка с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, внимательному отношению к памяти прошлого, к своим историческим корням. И тут я бы порекомендовала делать акцент на воспитание любви к родному языку, родному краю, национальной культуре своего народа.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество и т.д. Знакомьте детей с символами государства (гимн, флаг, герб). Таким образом, Вы воспитываете у ребенка чувство любви и привязанности к дому, городу, к стране где он живет.
Знакомьте детей с народными традициями и обычаями, расширяйте знания о природе, воспитывайте бережное отношение к ней. Знакомя детей с народными традициями и обычаями, мы, взрослые, закладываем в детские души зерно национальной принадлежности. Большое значение в решении этих задач играет музыкальный фольклор.
Музыкальный фольклор присутствует в жизни детей как на музыкальных занятиях и праздниках, так и в повседневной жизни, в семье .В часы семейного досуга знакомьте детей с народными попевками, потешками, песнями, танцами и играми. (Песня «Запражыце сiвых коней», «Бегау зайка шэранькi»;пацешка «Чэ-чэ-чэ ,сарока»;Гульнi «Лапцi», «Рээдзька», «Грушка» i г.д.)
Уже давно стало нарицательным: любовь к Родине начинается с любви к матери. Поэтому важной задачей нравственного воспитания является воспитание и уважение к родителям, бабушкам и дедушкам. Сделайте традицией отмечать в кругу семьи День матери, День Отца, День Вооруженных сил Республики Беларусь, День Победы.
В заключение хочу сказать, что родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка, как будущего патриота нашего Отечества.
Используемая литература: переработано с интернет сайтов https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
Музыкальный руководитель: Пуртова Анна Александровна