Рекомендации для родителей будущих первоклассников
У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе. Эти дети во втором, третьем, четвертом классах также чаще оказываются в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечаются нарушения состояния здоровья и прежде всего психоневрологической сферы.
Сегодня более половины «не готовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени подготовленности является одной из мер предупреждения неуспеваемости. Дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной функциональной подготовленности организма достается, как правило, очень высокой «физиологической ценой», вызывая чрезмерное напряжение систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате — к нарушению состояния здоровья. Этим детям необходим особый, щадящий режим и особое внимание родителей.
Недостаточная подготовленность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, она является условной характеристикой важно только знать и учитывать эти особенности ребенка. Значительному числу «неготовых» детей более щадящий режим детского сада позволяет укрепить здоровье, подготовиться к школе.
Надо помнить, что готовиться к школе нужно на протяжении всего дошкольного возраста. Наши рекомендации подскажут Вам, как формировать положительное отношение к школе, познавательную активность, что нужно для расширения кругозора ребенка, развития ориентации в окружающем мире, восприятия и ориентировки в пространстве, развития мыслительной деятельности в предшкольном возрасте, какими способами развивать внимание, память ребенка дошкольника, что важно для развития речи, мелкой моторики рук.
1. Если ребенок желает овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса возрастает. При отсутствии потребности учиться (учебной мотивации) возникают многие школьные трудности. Поэтому важно работать над формированием положительного отношения к школе
- Рассказывать ребенку о том, как важно учиться
- Чему учат в школе
- Как учились сами взрослые ( положительный опыт )
- Говорить о том, что в школе учатся самостоятельные, смелые ребята
- Рисовать школу ( какой бы ты хотел видеть школу, что бы ты там делал(а) и т.д. )
2. Желание учиться зависит от познавательной активности, а для этого нужно расширять кругозор ребенка, развивать ориентацию в окружающем мире.
- « Живая энциклопедия» : каждую неделю усваивайте несколько значений новых слов ( их можно взять из любого словаря ), выбирайте слова по силе.
- Игра «Кто больше?». Задается тема, например, птицы. И вы по очереди называете известных птиц.
- Заглядывайте в журналы, книги за новыми названиями. Делайте это с ребенком. Примерные темы: цветы, домашние и дикие животные, города, деревья, игрушки, птицы и т.д.
- Игра «Почемучка»: по очереди задаете вопросы друг другу и отвечаете, при условии - не говорить слова «да» и «нет», ответы должны быть по возможности полные.
- Читайте и пересказывайте небольшие рассказы о природе, животных, временах года, человеке и его труде и т.д.
- Делитесь впечатлениями о просмотренных кинофильмах, мультфильмах, прочитанных рассказах, сказках.
- Игра «Бывает или нет». Вы говорите предложение, а ребенок должен сказать бывает или нет. Например, бывает ночью солнце (нет), бывает, что птицы летают (да) и т.д.
3. Развитие образных представлений, восприятия и ориентировки в пространстве
- Нахождение отличий на картинках
- «Сравни». Формируем понятия: больше, меньше, длиннее, короче, уже, шире и т.д. Для этого сравнивать любые два предмета ( тетрадный и альбомный листы, листья деревьев ). При сравнении находить сходства и различия.
- «Разрезные картинки». Любые картинки, открытки разрезать на части, предложить задание собрать картинку, которая рассыпалась.
- «На что похоже». Нужно назвать как можно больше предметов, похожих на круг, квадрат, треугольник, овал и т.д.
- «Выполни по образцу». Ребенок копирует образец, сделанный из палочек (спичек ).
- «Что это?». Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов, или, наоборот, какие-то детали от них, а они должны узнать что это за предметы.
- Копирование точек. Предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на листе тетради, затем ребенок должен рассказать пространственное расположение точек.
- Упражнения на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.) выполнять с ребенком с целью выработки умения пользоваться предлогами в устной речи. Для упражнений используются предметы, находящиеся под рукой, картины. Примерные задания и вопросы: - «Положи книгу на стол…Загляни под шкаф…Встань за столом… Что расположено над столом?.. Где нарисована ваза?.. Где на картине расположена собака?..» и т.д.
- «Строим по образцу». Ребенок копирует башни из разноцветных кубиков.
- Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти.
- «Лабиринты». Задание вывести кого-либо из лабиринта как можно быстрее. По мере тренированности лабиринт усложняется.
- «Узнай по контуру». Детям показывают перепутанные контурные изображения предметов, необходимо узнать все предметы по контуру.
- «Что спрятано?». Рассмотреть картинку и найти, где спрятаны загаданные предметы.
4. Развитие мыслительной деятельности
- Изменение существительных по числу ( стол-столы, шкаф-шкафы, окно-окна ).
- Понимание словесных поручений. Дать ребенку поручение, состоящее из нескольких частей. Например: «Возьми 2 книжки, покажи мне и сразу 2 книжки убери назад».
- «Ключ к неизвестному». Загадайте любой предмет. Ребенок, задавая вопросы, должен угадать, что это за предмет.
- «Озаглавь рассказ». Учите придумывать названия (заголовок) маленьким рассказам. Выделять главное в рассказе.
- Составление предложения из заданных слов ( Катя, лес, гулять, любит, в ).
- Объяснение смысла пословиц.
- Разгадывание загадок и их составление.
- Разгадывание кроссвордов.
- Задание на изменение фигур из палочек («Составить два разных квадрата из 7 палочек», «Дана фигура из 6 квадратов, надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».)
5. Развитие внимания
- Делай всё сразу. Одновременно выполнять несколько движений. Например: кивать головой, качать ногой, крутить указательным пальцем, рисовать круги в тетради и одновременно считать хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование,
- «Каждой руке своё дело» в течение одной минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники и т.д.
- Эти упражнения формируют у ребенка такое качество как помехоустойчивость.
- Нахождение отличий на картинках.
- «Делай по команде»( по хлопку ). Давать любые команды (например: поднять левую руку, кивнуть головой, моргнуть и т.д.), но нужно только по хлопку( свистку) и т.д.
- «Опиши предмет». В течении 1-2 минут показывают и предлагают внимательно рассмотреть несколько предметов ( карандаш ,камешки, бусы, и др.), затем их закрывают и предлагают подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.Еще один вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или добавить другие.
- « Чего не хватает». Рассматривание картинок в журналах и нахождение отличий.
- «Графический диктант». Ребенок работает на листе в клетку. Вы даете задание: 1 кл.- вверх, 2 кл. – вправо и т.д.( так можно строить дорожки, узоры , предметы ).
- Простая работа. Прекрасно тренирует внимание любая мелкая работа – переборка крупы, развинчивание маленьких гаечек. Это будет интересней, если вы придумаете игровую ситуацию, например, «поможем Золушке перебрать крупу».
6. Развитие памяти
- «Запомни что, где» ( зрительная память ).На столе лежат фигурки. Ребенок рассматривает их, запоминает и отворачивается. Взрослый убирает или меняет местами некоторые из них. Ребенок находит, что изменилось.
- «Снежный ком» (слуховая память). Ребенок называет слово, вы- повторяете его и называете своё, следующий игрок повторяет первое слово, второе слово и называет своё и т.д. Кто больше запомнит.
- Рисование по памяти (зрительная память). Взрослый рисует простой рисунок (цветочек, домик, дерево), ребенок рассматривает и повторяет по памяти или отвечает на вопросы ( Сколько лепестков у цветка?, Сколько листочков?)
- «Фигуры». Выкладывают фигуру из спичек или палочек на столе, накрывают их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывают ребенку. Ребенок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После сверяют правильность выполнения.
7. Развитие речи
- Пересказ .
- Учить ребенка ярко, полно описывать животных, предметы, явления (можно по картинке и без нее).
- Работать над чистотой произношения: сначала скороговорки произносить по слогам четко, а затем – с увеличением темпа.
- Сочинять свои сказки: об осеннем листочке, о смелом зайчике и др.
8. Развитие мелкой моторики рук.
- Лепка, рисование, вырезывание, собирание мозаики.
- Конструирование из мелких деталей.
- Рисование разных бортиков в тетради в клетку.
- «Езда по дорожке». Выполнять игровые задания в детских журналах, например, провести машину по дорожке, довести зайку в свою норку.
Педагог-психолог: Н.В.Мохова
Подготовка руки ребенка к письму в школе
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Как распознать неправильный навык
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
- Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
- На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
- Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Успехов Вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе!
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ,
ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.
Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:
- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.
Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Не обязательно.
Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?
Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.
Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.
Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.
В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.
Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.
С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
- уроки проводятся только в первую смену;
- для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- наполняемость класса – не более 20 человек;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут;
- домашние задания учащимся не задаются.
Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.
Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.
Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.
В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.
Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.
Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.
Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.
Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.
Первокласснику необходимы:
- набор шариковых ручек;
- фломастеры и карандаши;
- ластик;
- точилка;
- обложки для тетрадей и книг;
- пенал;
- линейка;
- краски (акварельные или гуашь);
- альбом для рисования;
- набор кисточек.
Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?
Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?
Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним.
Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница.
Родителям можно посоветовать:
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.
А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!